Блог

Где зародилась архитектурная подсветка. Часть 1 - пламенная.

Ночная Москва с высоты десяти минут до приземления выглядит как фантастических размеров искусная вышивка золотыми нитями на темно-синей канве, большая светящаяся точка посередине – Кремль, вокруг него, как круги по воде, московские кольца одно за другим, экспонентой всё дальше, золотым сутажом разбегаются магистрали по радиальным линиям,
И вот уже полоса приземления – прожекторы вдоль всей линии, маркерное освещение, обязательная составляющая современной безопасности.
В нашей современной жизни свет и архитектурное освещение настолько вездесуще, что сложно себе представить, как люди жили без этого раньше.
Согласно знаменитой триаде Витрувия – римского архитектора, механика, ученого–энциклопедиста - архитектура должна обладать тремя качествами: прочность, польза, красота.
История освещения началась с пользы. Это была эпоха огня: глиняные плошки с маслом и фитилём освещали дома, факелы и костры на дровах смолистых пород - храмы, статуи богов, стратегически важные объекты города: ворота, сторожевые башни.
Римляне со своей цивилизацией практиков и прагматиков, которой не столь важно понимать «как устроен мир», сколь «как в этом мире жить, что с этим миром делать» - придумали светильник, с которым можно было ходить по опасным улицам Рима, обеспечивая себе безопасную навигацию, принцип актуальный и сегодня в транспортной сети города.
Пока инженерная мысль раскачивалась в поисках новых решений городского освещения, придумывая новые виды ламп и светильников, народ сочинил сказку «Василиса Прекрасная», где показывает один из приёмов архитектурной подсветки – заливающий свет. Вот это место из сказки: «… и настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло как днём…». Красивое техническое решение: светильники на опорах вокруг освещаемого объекта – избушки Бабы-Яги. Светло как днём. Плюс айдентика, визуализирующая бренд хозяйки здания, и психологическая составляющая, та, что в том или ином виде неизменно присутствует в современных светодизайнерских решениях.
С XV по XVIII век в европейских городах решался вопрос уличного освещения. Первыми стали англичане, которые в 1417 году перешли от случайных решений к системным: обязали жителей домов, которые выходили на улицу, вешать фонари в ночное и зимнее время. К сожалению, обыватели были в этом вопросе весьма не дисциплинированы.  
В Париже в 1318 году было всего три городских светильника на весь город: перед входом в здание суда и тюрьмы, у кладбища Невинных и на Нельской башне. Идея системного городского освещения воплотилась в жизнь в 1667 году при Людовике XIV, короле-солнце, в Париже появилось около 2700 уличных фонарей. Вполне вероятно, что у их большей частью становили в центре, а окраины остались в темноте, потому как в пересчете получилось всего полтора фонаря на улицу,
В Амстердаме вопрос безопасности ночного передвижения был усугублен тем фактом, что город изрезан каналами, в которые легко можно было свалиться при хождении в темноте. Глава пожарной службы Ян ван дер Хейден разработал комплексное решение городского освещения: включающее в себя усовершенствованный масляный фонарь с хлопковым фитилем, расчётное расстояние между фонарями в 42 метра. Новая система!  
Эволюционировало уличное освещение с практической точки зрения, но сильные мира сего всегда думали о красоте, не как об ещё одном принципе архитектуры по Витрувию, они мечтали о праздничном освещении, как об отличном инструменте укрепления и прославления своей власти, то есть психологической составляющей света.
Шкаликовая иллюминация одного из величайших на сегодняшний день соборов мира – собора святого Петра в Ватикане – была впервые проведена в 1547 году. Собор тогда ещё строился, занимались проектированием и строительными работами великие зодчие: Браманте, Рафаэль, с 1546 года ведущим архитектором стал Микеланджело.
С технической точки зрения вопрос праздничного освещения собора решился просто: в шкалики вставлялись свечи, затем свечные шкалики устанавливались на архитектурных элементах по всему фасаду собора, и зажигались. Сложнее было поджечь все эти свечи, для этой работы требовалось очень много рук.
Но зрелище было столь масштабным и благотворно влияющим на умы паствы, что праздничные иллюминации регулярно проводились.   Гёте, увидевший это великолепие в 1787 году, когда собор был достроен, перед ним появилась колоннада и главная площадь, был поражен огненным развесом на прекрасной римской архитектуре, это мощное впечатление поэт пронёс через всю свою жизнь.
Пышные иллюминации устраивались в честь приезда королевских особ и принцев уже в XVI веке.
Музыкально-сценическое представление в Мраморном дворце Версаля в 1674 году сопровождалось огромным количеством масляных ламп на сцене, балюстрадах, перилах, карнизах дворца, вдоль каналов и вокруг фонтанов. Зарождался театральный свет.
В пламенном освещении главным минусом являлась его пожароопасность. 
В 1814 году во время летних празднеств в Лондоне в честь победы над Наполеоном зажглись 10000 газовых светильников. На Китайском мосту в Сент-Джеймском парке была установлена декоративная деревянная пагода, По сценарию праздника, когда подплывал корабль, на пагоде должны были мгновенно загореться светильники, газовое оборудование это позволяло. Они и загорелись, но вместе с пагодой, к ужасу автора сооружения и абсолютному восторгу зрителей, которые аплодировали, решив, что так и было задумано.

XIX век становится рубежом «пламенной» и «электрической» эпохи освещения.

История освещения