Что освещать?
Как освещать?
Зачем освещать?
Кто потребитель всей этой затеи?
Ответы на первый и второй вопрос обычно даются достаточно просто, история архитектурного света неоднократно на них отвечала, начиная с «пламенной» эпохи, когда свет давал огонь. Освещали жилища, храмы, огнем сопровождали шествия в ночное время суток.
С активным распространением светодиодов в мире светодизайнеры начали сталкиваться с третьим и четвёртым. В современном городе свет становится не только средством освещения улиц, домов и площадей, теперь сам город становится медийным. Информационные сети пронизывают город подобно нейронным сетям, они давно вышли за рамки рекламы и коммуникации. Они диктуют горожанину образ жизни и меняют восприятие пространства, времени.
Когда человек впервые видит, что одно касание к телефону, планшету или ноутбуку превращает обычные фасады в гигантские интерактивные экраны, способные воспроизводить любую графику, анимацию или видео, то сначала это производит неизгладимое впечатление, а затем быстро становится привычным.
Всё это стало возможным потому, что современные светодиоды дают сложный спектр возможностей управления светом.
Почти сотню лет назад в 1927 году советский физик-самоучка Олег Лосев патентует «световое реле», по факту являющееся первым полупроводниковым диодом. Случайное открытие, сыгравшее огромную роль в развитии света. Советский ученый активно делится своими разработками с коллегами со всего мира, его статьи печатают в газетах и журналах за рубежом. Одно из французских изданий восхищалось тем, что Лосев публикует такое важное научное открытие безвозмездно.
В силу ряда веских причин, светодиодные технологии стали развивать для освещения пространства лишь во второй половине XX века.
Мировой лидер в области производства мощных полупроводниковых диодов американская компания Cree Inc. использовала карбидно-кремниевую технологию для создания LED-элементов, опираясь на открытие О.В.Лосева.
Отцом светодиодов мир считает Ника Холоньяка. Вместе с Робертом Холлом он изобрел лазер с видимым лучом, созданный с использованием диода красного спектра. Затем, в 1972 г. аспирант Холоньяка Джордж Крэфорд изобрел желтый светодиод, а потом сделал ярче свечение красных и желто-красных.
Будучи весьма скромными по своим световым характеристикам светодиоды начинали свой эволюционный путь как индикаторы и были весьма затратными в производстве.
В середине 1970-х годов, благодаря изобретению планарной технологии производства кристаллов удалось снизить себестоимость производства. Через десять лет изобретен арсенид галлид-натрия, позволивший увеличить яркость свечения диодов. Но это всё ещё был «грязный цвет свечения». Только к середине 90-х годов появляются эффективные полупроводниковые источники излучения на основе твердых растворов алюминия, индия, галлия фосфора и нитрида галлия, индия, алюминия.
Один за другим выкристаллизовались основные преимущества светодиодов над иными источниками света:
• высокий световой выход;
• долговечность;
• чистый белый свет;
• низкое энергопотребление;
• отсутствие нагревания.
В декабре 2019 года Невский проспект стал первой крупной магистралью города, полностью переведённой на экономичное освещение. Выполнено она в петербургской эстетике и позволяет экономить порядка двух миллионов в год. Это к третьему вопросу «зачем освещать светодиодами»? Затем, чтобы растущие потребности города в освещении не приводили к наращиванию потребления электроэнергии, чтобы сохранялась архитектурная выразительность и комфорт города в тёмное время суток, чтобы строить гармоничную свето-урбанистическую структуру с оглядкой на то, как вписывается новый проект в существующую световую среду.
И напоследок, хотелось бы рассказать о проекте, реализацию которого мечтаем увидеть. Небоскрёб Tower Infinity в Южной Корее, первая в мире невидимая башня бесконечность. В этом небоскрёбе практически всё будет выполнено из стекла: стены, перекрытия. Светопрозрачная среда, в которой посетитель сможет посмотреть на несколько этажей вниз или вверх Американская компания GDS Architects, проектировавшая Infinity Tower, использовала специальную систему из прозрачных светодиодов и камеры для отражения окрестностей на выполненном из стекла фасаде. Благодаря светодиодной системе полностью активированная башня сольется с горизонтом. Это позволит сооружению быть менее навязчивым в застройке этого района столицы Южной Кореи. Верхняя часть небоскреба спроектирована в виде кристалла, с земли кажется, что башня как бы растворяется в небе и не имеет четких границ.
Зададим четвёртый вопрос «Кто потребитель? Кому нужен небоскрёб-невидимка?» «Смотрю на него и не вижу, вслушиваюсь в него и не слышу, касаюсь его и не могу ухватить» — этими строками древнекитайского трактата «Дао дэ цзин» архитекторы характеризуют проект первого в мире небоскреба-невидимки, демонстрирующего корейские инновационные технологии.